Навигация

Новые статьи
· 1: XIV Чемпионат России по ловле рыбы на мормышку, 2013г.(окончание)
Просмотров: [220067]
Комментариев: [0]
· 2: XIV Чемпионат России по ловле рыбы на мормышку, 2013г.(начало)
Просмотров: [143593]
· 3: Фестиваль «Зимний Карась – 2008»
Просмотров: [156511]
Комментариев: [0]
· 4: Ловим на Шабровском летом.
Просмотров: [147537]
· 5: Отчет о поездке на амреченские озера 24-27 августа 2006 г.
Просмотров: [147933]
Комментариев: [0]
· 6: Ловим на Шабровском!
Просмотров: [169799]
Комментариев: [21]
· 7: Результаты интерактивного опроса рыбаков 2006
Просмотров: [156622]
· 8: По мелким речкам Нижнего Тагила
Просмотров: [162641]
Комментариев: [9]
· 9: Отчёт о поездке на первенство РОРСа в Самарской области 2006.
Просмотров: [149096]
Комментариев: [37]
· 10: ФОТОКОМИКС об одном казахстанском выезде
Просмотров: [171720]
Комментариев: [30]
Отчет о рыболовном сплаве по реке Белая, Башкирия от Старосухбангулово до Каповой пещеры (период: 09.07.2005г. - 15.07.2005г.)

Сплавы по рекам Башкирии были мной задуманы достаточно давно. Еще в 2002 году, отдыхая 15 дней в санатории Янган-тау, который находится на реке Юрюзань, мне довелось не только неплохо побездельничать, но и порыбачить. Отчет об отдыхе в санатории и рыбалке есть в Интернете, на многих сайтах, и его можно при желании без труда найти. Однако рыбалка на одном месте реки и созерцание постоянно проплывающих мимо водных туристов невольно привела меня к мысли о возможности рыболовного сплава. При этом, для себя основной акцент я делал на слове «рыболовный». Для жены на первый план выдвигались в основном иные аргументы: красота меняющейся природы, чистый воздух, солнце, купание, ягоды, кумыс, мед и другие аналогичные эстетические и гастрономические соблазны. Единственным препятствием для начала сплавной рыбалки – были очень маленькие дети. И вот, наконец, когда старшему ребенку исполнилось, почти 6 лет было принято решение – совершить первый пробный сплав в течение 5 дней по реке Белая (Башкирия). Выбор именно на эту реку выпал по многим причинам. Прежде всего, потому, что река очень хорошо изучена, по ней каждый год сплавляются тысячи людей, Интернет изобилует отчетами о сплаве по р. Белая, почти к каждому населенному пункту реки есть подъезд. В то же время река протекает по малонаселенной местности и не испытывает значительного рыболовного пресса. Заключительным аккордом сплава должно было стать посещение Каповой пещеры – широко известного природного памятника, действительно красивейшего и удивительного места.
Наше путешествие началось субботним утром 09 июля 2005 года в Челябинске, где мы оставили на попечение бабушки-дедушки нашу дочурку (2,5 года). Состав команды рыболовов-сплавщиков такой: я, жена и сын (5 лет 10 мес.). Путь из Челябинска к началу сплава лежал через Белорецк и дальше на Старосухбангулово (Бурзян). Точно расстояние я предварительно не высчитывал. Но мне казалось, что уложимся в 350 км. Сразу же оговорюсь, что из Челябы до Каповой пещеры получилось 500 км. Если ехать из Екатеринбурга и повернуть на Касли- Кыштым-Миас и далее на Белорецк выйдет около 700 км. От Москвы до места примерно 2100 км.
     Из Челябинска в Белорецк ехал первый раз и точно не представлял где надо повернуть с М-5 на Белорецк. Поэтому, на подъезде к возможным поворотам, не увидев указателей на Белорецк, решил поспрашивать у водителей стоящих на многочисленных стоянках около кафе. Меня отправили по направлению на Уйское, убедив, что там я выеду на Учалы и Белорецк… Это был плохой совет. В результате я проехал лишние 70 км. и потерял 1,5 часа времени рыская между деревень по грунтовым, полевым дорогам. Правильный поворот на Белорецк находится в месте пересечения дороги с Миасса с трассой М-5, до которого я не доехал какие-то 10 км. Блуждая между Ларино и Уйским в поисках выезда на Учалы – Белорецк мы натолкнулись около села Первый Май на огромный светлый крест не менее 7-8 метров высоту который возвышался на самом высоком холме и был виден за несколько км. до него. Надо отдать должное – такой христианский гигантский монументализм в глуши Урала, на границе Челябинской области и Башкортостана - впечатляет! Грунтовая дорога между населенными пунктами пролегала рядом и мы заехали на вершину этого холма, где и сфотографировались. Подняться по крутому склону на вершину позволили только функциональные возможности Паджеро Спорт. Тут же моя жена обнаружила что весь холм усыпан спелой крупной лесной клубникой… Это отняло у нас еще минут 40. Такой ароматной вкусной и ягоды я не видел раньше. Ну, наконец-то Учалы, далее прекрасный вид сверху на Белорецк и потом вдоль р. Белой мимо Кагов на Старосухбангулово. Дорога везде асфальт хорошего качества, правда, часто чередуются подъемы – спуски и повороты. Зато это нарушает монотонность движения и мешает заснуть. После М-5 движение везде спокойное, машин очень мало. По обочинам дороги встречаются: то изваяние рыси, то медведя, то другие интересные природные и рукотворные памятники, пропустить которые и не сфотографироваться - очень сложно, тем более на отдыхе.

В Старосухбангулово приехали около 17 часов. Как мне и советовали, проехал насквозь всю деревню, пересек Белую по мосту и сразу направо до конца посадки тополей вдоль берега. Выгрузились из машины. Уставшие с дороги, но довольные, начали сборку лодок. В зоне видимости еще 5-6 компаний, которые также как и мы собираются сплавляться и собирают свои суденушки и вещи. На чем только люди не сплавляются…! Самое распространенное средство – надувнушки местного Уфимского производства. Сплав не сложный, порогов нет. Есть перекаты с волнами до метра высотой, а чаще еще меньше. В составе нашей семейной флотилии было два судна: 2-х местная Вега-2 с надувным дном Ярославского производства, оснащенная различными ложками-поворежками с женой на борту и современный крейсер – Кайман-300 в составе меня и сына, оснащенный, прежде всего, спиннингом, блеснами, воблерами и самым страшным новым оружием – бомбардами.
     Оговорюсь сразу, что сплавляться на Каймане-300 – это перебор… Все же незначительный шанс повредить лодку есть и пусть лучше это будет лодка за 5000 руб., но не за 25000 руб. Ну и выгребать на веслах Кайман значительно труднее чем обычную резиновую надувнушку. Зато я был один такой кайманистый на всю реку. Лодки за время сплава мы не повредили, хотя раз пять шоркались об камни прилично. Встречаются места, где попадаешь в очень мелкий перекат, приходится соскакивать в воду и плавно проводить судно. Выше Бурзян таких мелких мест еще больше, поэтому даже не представляю, как люди умудряются сплавляться от Кагов и даже от Белорецка…
     Пока жена с сыном начали собираться, накачивать лодки в мои планы входило отогнать авто в конец маршрута в туристический комплекс «Капова пещера». Туда я донесся на полном приводе за 35 минут, проехав по горному грунтовому серпантину 35 км. Удачно разместил машину на недельную стоянку, вручил в качестве презента сотрудникам пару баночек пива, купил полтарашку кумыса для жены и двинулся на попутках обратно в Бурзяны. Мне предложили подождать минут 40-60, когда обратно пойдет хоз. грузовик, но я решил попробовать добраться быстрее. Действительно быстро поймал попутку. Полпути проехал с пацанами – камикадзе, которых попросили подвезти такие же туристы. Меня тоже подобрали. На мою вежливую просьбу вести «шестерку» все же адекватно уровню дороги и машины не отреагировали… Через минуту мы оказались в кювете между двумя соснами, сев брюхом на отсыпанный из заградительного рва грунт…! Да…! Иногда я обладаю даром предвидения…
     После этого уже все пассажиры зашипели на водилу, и дальше он вел авто, как Шумахер в нынешнем сезоне – то есть не спеша, с чувством уже выполненного перед всеми долга...
Так за 50 руб. и нервный шок в придачу я преодолел полпути обратно. Предстояло еще полпути. Пошел по крутому серпантину в верх, с надеждой прислушиваясь к звукам, ожидая попутную машину. Через 30 минут, на верху 500 метрового подъема, весь в поту, я услышал радостный звук машины и скоро увидел … ту самую хоз. машину из тур. комплекса «Капова пещера», которую я отказался ждать… Это был Зилок с очень высокими бортами для перевозки продуктов, в том числе и скота одновременно. С трудом преодолев борта на высоте 2.5 метра (новый мировой рекорд!) я головой вниз воткнулся в пол грузовика под дружный хохот двух десятков местных женщин разных возрастов и двух аксакалов… Поставив себя в правильное положение – поздоровался со всеми, типа «приветик всем, земляки». Мне выделили место на скамейке, вручили мою укатившуюся бутылку кумыса и что-то начали мне говорить по-башкирски. Пришлось в ответ сказать нечто «нихт ферштейн», а также тоже самое по русски, осетински и чеченски… Видимо такой многоязычный тюрско-славянский ответный набор фраз произвел впечатление и всю оставшуюся дорогу назад меня женили и зазывали в свое село исключительно на русском… Высадив меня в Бурзянах водитель никак не хотел брать хотя бы 30 руб. …, но я все же ему их оставил…
     Распрощавшись и пойдя по направлению к реке понял, как я попал… До места где были мои оказалось еще минимум 3км. по деревне. Вспомнив, что когда-то я и 25км. пробегал – побежал трусцой вдоль реки. Минут через 20 был около своих. Ноги болели дня три очень сильно… Кайман, конечно, без меня собрать не смогли… Еще через 30 минут примерно в 21 час мы тронулись...

Еще почти час мы выплывали из деревни. Вдоль берега шла девчушка трех лет и кричала: «Туриста, вы откуда»? «Куда путь держите?» Получив на все свои вопросы реальные ответы, она каждый раз протяжно сообщала в ответ многозначительно «Аааааааа…» и тут же начинала заново задавать нам те же самые вопросы… Точь в точь. После третьего захода я категорически отказался больше ей отвечать… Мои уже в это время умирали со смеху… и не могли грести. Тогда башкирский ребенок начал выяснять наше семейное положение, примерно таким образом: « А вы муж этой тетеньке?», «А это ваша жена?» , «А это ваш сын?» и потом снова любимое – «А куда путь держите?»… Каждый ответ она также сопровождала ответным - "Ааааааааааа..." Так мы и выплыли из Бурзян с болью в мышцах живота от смеха… До сих пор ее вспоминаем… Славный ребенок. Охота же было за нами 300 метров бежать... Отплыв еще 500 метров от последней коровы на противоположном берегу остановились на первый ночлег на хорошей полянке с обилием нанесенных половодьем дров. Силы были наисходе… Ну и денек был…
     Палатка, костер, ужин – все отработано годами. Все быстро и конкретно. Все знают, что делать. Ужин готов. По 50 и 150 мл водочки соотвественно (догадайтесь кому именно сколько, сын не в счет) «за начало сплава» и в 12 ч.ночи спать. В 4 утра я уже вылез из палатки... Туман, темно, не спится… Вернее наоборот: не спится. темно, туман...  Угли еще светятся. Развел костер и до 5 утра ждал рассвет. В 5 утра уже можно было что-то разглядеть, с фонариком… Так и пошел с фонариком на лбу рыбачить. Такие странности со мной часто происходят, когда очень сильно ожидаю рыбалку в новом месте… Надежда, вера, ожидание чуда… надо же - такая бессоница после сверхнапряженного предыдущего дня…  Обкидывал разными по весу и цвету вертушками два часа ровный участок с берега. Перемещался конечно, импровизировал. Не помогло даже пение с подпрыгиванием... Результат – три окушка по 50 грамм. Отпущены. Надо отметить, что на реке опыта ловли у меня практически нет, поэтому эту (речную) рыбалку я для себя еще только открываю. Каждый раз многое узнаю нового, делаю выводы. Пошел к перекату и ниже его. В то утро я поймал до 10ч. утра всего три голавлика по 100 грамм. Одного на бомбарду с мушкой, одного на искусственного овода, одного на вертушку № 1 Аглия Лонг. Наверное, от первого утра ожидал большего, но не огорчился. Впереди еще почти 5 дней рыбалки. Мои встали только в 10 утра, да и куда спешить – отпуск, пусть спят.
     Каждое утро до 9 утра вдоль реки, в ущельях сплошной туман и невозможно определить, что за погода нас ожидает – облачность или солнце. И только, когда туман начинает рваться на кусочки и прорывается первый лучик солнца, понимаешь, что сегодня, наверное, повезет и будет теплый солнечный денек. По крайней мере пока, в ближайшие часы…

Свою участь и участь своей жены в приготовлении пищи на костре я существенно облегчил тем, что взял с собой старую портативную корейскую плитку и три газовых баллона к ней. Хватило как раз – один баллон на два дня, на семью из трех человек. Но подбор продуктов и блюд был таков, что при всем их многообразии чаще требовалось только вскипятить воду. Хотя и варили и супы, и уху и другие блюда, требующие кипячения воды по 20 минут… Приготовление пищи на костре занимало бы времени в 4-5 раз больше. Рыбу по вечерам запекали на углях в фольге или на шампурах.
     Вообще с учетом ограниченности места в лодке к подбору вещей и продуктов нужно подходить очень тщательно. У нас места было свободного достаточно, на себе тащить ничего не надо было за тридевять земель, поэтому могли себе позволить дополнительно взять сервелат, пиво, шоколад и др. вкусности несвойственные аскетичному сплаву. Плыли мы легко, свободно в любых позах, хотя многие туристы умудрялись сплавляться по трое в двух местной лодке и еще сверху были завалены вещами по самые уши… Думаю такой сплав особого удовольствия не доставит. Поэтому тем, кто собирается совершить что-то аналогичное нашему речному комфортабельному круизу, советую дома потренироваться: собрать лодки и все вещи, и попробовать все разместить в лодке, включая и себя. Сразу станет ясно, есть что-то (кто-то) лишнее (ий) или нет…
      Первый день сплава прошел под знаком голавля. Отплыв от первой стоянки, я методично обкидывал небольшими вертушками все интересные места. После очередного переката из ямки были добыты еще пару голавликов по 150 грамм, а потом попался вообще отличный экземпляр на 300-350 грамм. Пока жена меня фотографировала с ним, я ей рассказывал, что это хоть и мой рекордный голавль, но бывают голавли в природе и по 1 кг. и по 2 кг. и более… Я еще не знал насколько пророческими окажутся мои слава…, даже и не мечтал…
     Немного о природе. Река протекает фактически в горах. То справа, то слева возвышаются скалы высотой 50-100 метров над водой. Природа ОЧЕНЬ красивая, яркая: скалы, горы, разнообразный лес, много дубов, кленов, на лугах все утопает в цветах всевозможных красок. Лес - сплошные непроходимые заросли и дебри, не удивительно, что зверья там много... Хищные птицы парят в вышине..., а иногда пикирует прямо над головами…
Вода в реке очень прозрачная, чистая, видимость отличная. В поляризационных очках 3 метра просматривается точно. Река в русле. Как понял, кратковременными дождями прозрачность не испортишь в ней. Поэтому видимо и называют реку – Белая, Агидель, по башкирски.. Температура водички освежающая, не холодная, но и не теплая. Купаться недолго можно. В скалах встречаются пещеры, в некоторые можно заплыть прямо с воды. На полянах и безлесых холмах много лесной клубники. Травы всех цветов радуги и всевозможных видов. Аромат стоит непередаваемый, волшебный! Очень много зверобоя, душицы, земляники, клубники. Жена такой вкусный чаи заваривала из трав и ягод…!
      Приятно удивило почти полное отсутствие комаров и других летающих крылатых обычно досаждающих людям. Даже не знаю, всегда так или мы удачно так попали...

Проплывая в первый день красивейшее место «Три брата» - три скалы, следующие друг за другом, разговорились с рыбачившими на берегу людьми. Оказалась компания из Москвы. Первый раз тут и первый раз в жизни поймали хариусов. Надо было видеть их восторг! В тот момент и я решил, что обязательно должен буду поймать и своего первого хариуса. Несмотря на то, что люди совершенно не знакомые, подробно все мне рассказали и показали мушки на которые поймали. Честно говоря, был тронут, не каждый раз среди нашего брата рыбака встретишь такое открытое и доброжелательное отношение…
     После переката у Трех братьев (неплохое харюзовое место, как выяснилось из рассказа москвичей), пошли спокойные участки, переходящие в ямы на поворотах реки. Над одной из таких ям я поставил свою любимую потертую жизнью и изрядно потускневшую калебалочку типа «крокодил» на 15 грамм. Кидаю, дорожу… Яма затянулась, дна невидно уже на протяжении метров 300. Мои уплыли вперед. Было пару зацепов за траву, за камни, приходилось возвращаться, чтобы в противоход отцепить. Опять глухой зацеп, уже третий. Потянул раз, два на себя – глухо. Ослабил фрикцион, чтобы удилище не выдернуло в воду и начал выгребать по направлению к зацепу. Вдруг вижу, как леска стала двигаться в сторону от места зацепа. Хватаю удилище, выматываю леску и чувствую сильные упругие рывки. Меня понемногу несет течением, а леска гораздо быстрее меня проносится мимо вверх по течению. Я только успеваю выматывать леску. Понеслась дальше вверх, но уже работает отрегулированный фрикцион. Стоп. Пошла обратно на меня, и прошла мимо метров 30. Опять стоп. Опять по течению, мимо меня метров на 20. Не помню, сколько раз это было, но беготня рыбы вверх – вниз, мимо меня, продолжалась не менее 10-15 минут. Потом рыбина стала все ближе и ближе останавливаться около лодки. В один момент, когда она задержалась у лодки я ее и разглядел – этот был Голавль! Абсолютно такой же, каких я ловил весь день, только он был ЗНАЧИТЕЛЬНО больше! Насколько значительно я еще толком не представлял, хотя длинна его, уже внушала достаточное уважение, опасение и напряжение… Следующим этапом борьбы было наматывание кругов вокруг лодки. Их было не меньше 10 точно. Вот он все ближе к лодке. Эх, если бы был подсачек… Как же я его буду затаскивать.? Лесочка 0,2… Правда есть поводок, насколько помнится... с разрывной заявленной нагрузкой 3 кг. Мысли проносятся в голове…, что же делать? В один из моментов, когда голавль вроде бы уже выдохся и был в полуметре от лодки, я решил захватить его левой рукой под жабры и таким образом закинуть в лодку. Такие трюки я не раз проделывал с щучкой до 2-х кг весом. Еще немного подвел его к борту и обалдеваю…Толщина его оказалась не менее 12 см… Я все же попытался обхватить его своей немаленькой рукой сверху, но пальцы только скользнули по его гладкому телу и последовал новый мощный рывок с брызгами от лодки. Единственно, что мне удалось разглядеть, так это то, что блесна была глубоко заглочена и один крюк торчал снаружи из глаза. По-моему такого я еще не видел, хотя половил хищной рыбы немало. Видимо в процессе борьбы голавль еще больше самоподсекся, повредив, таким образом, себе глаз. Еще несколько минут ушло на то, чтобы аккуратно снова подвести его к борту лодки. Решение принято. Правой рукой обхватываю поводок, а левой рукой хватаю голавля снизу за брюхо и одним рывком закидываю его в лодку. Фух… Все прошло благополучно… Да…! Это не просто рядовой голавль, это был настоящий трофей! Всего то час назад моим рекордом был голавль на 300 с небольшим грамм и вот, уже пойман такой экземпляр голавля, о котором можно мечтать всю жизнь!
     Конечно, немного жалко такой экземпляр природы… Но травмы его от крючков очень серьезные, да и фотоаппарат у жены, которая за 300 метров уплыла вместе с сыном и не о чем не подозревает. Невольно задумался о том, что голавль, конечно же, в том месте был не один, есть соблазн остаться и еще рыбачить – вечером, утром, но все же принимаю решение не пытаться поймать еще и других. Мне хватит и этого подарка судьбы. Пусть остальные его браться и сестра живут себе спокойно…и, может быть порадуют других рыбаков…
     Гребу, догоняю своих, полон энтузиазма и плохо скрываемого восторга… Все же подплывая ближе смог сделать спокойное лицо. Сообщил, так, между делом, что поймал рыбку, не менее 2-х кг. В ответ жена недоверчиво посмотрела и улыбнулась… Не поверила… Снова продолжает читать свой роман и загорать в лодке. И тут я его достал, ну головля этого! У всех – ШОК, ВОСТОРГ! Приятно все же… что не говори...
     Уже на стоянке, на берегу сравнили его по весу с бутылкой минеральной воды «Обуховская» 2,25 литра и по единогласному нашему с женой мнению голавль был тяжелее, но точно не легче.
Вечерний ужин был из приготовленной на костре рыбы. Естественно в этот день было за что выпить очередные сплавные суточные 50 и 150 мл.
Следующий день было решено провести под знаком хариуса...

Следующий день я решил посвятить добыче хариуса. Очень хотелось поймать новую для себя рыбу на новую для себя снасть, приманку. Тот же самый спиннинг был быстро переделан под плавающую бомбарду весом 5 грамм, ниже которой на 1.5 метровом поводке из лески 0,12 была привязана одна мушка. Таких поводков, с уже привязанными мушками на одном конце и петелькой на другом, я заготовил заранее дома на мотовильницах пять штук. Именно мушек было всего две. Остальные были искусственные высокачественные мухи (оводы, осы), Питерского, кажется, производства. На мухи хариус не брал, а голавликов было поймано всего два на муху под овода. Много времени ушло на облавливание хорошего переката этими мухами по всей длине бурного потока. И вот когда утренние три часа рыбалки подходили к концу, я поставил мушку и решил ей напоследок прокидать весь перекат – в трех условных точках. На первом же забросе – поклевка. Но пусто. Потом поклевка и тащу … Есть! Мой первый хариус! Пусть всего граммов на 100. Но он пойман! Тут же снова бросаю, поклевка и… сход на полпути. Потом – как обрезало. Как будто ничего и не было до этого… Как объяснить…? Но все же рыбацкое счастье меня посетило, и я поймал эту прекрасную рыбу. До конца этого же дня на других перекатах я поймал еще двух неплохих хариусов. В конце дня рыбная добавка к столу была не очень обильной, как накануне, когда полностью заменила нам ужин, но зато она состояла из трех хариусов, впервые мной добытых. Гастрономические свойства хариуса вне всякой конкуренции. Очень похож по вкусу на ручьевую форель, которую я ловил в детстве в речках и ручьях Северного Кавказа. В последующие дни я практически полностью забросил блесна и облавливал только перекаты. Были пойманы 5, потом 7, потом 9 хариусов… Мясо рыбы очень нежное. В углях запекали его не больше 12 минут. Поперечных костей нет, их вообще не чувствуешь. Трудно сказать чему я больше рад: голавлю свыше 2 кг. весом или первым двум десяткам хариусов… Наверное и тому и другому в равной степени! Хорошо, что не стал размениваться на другие возможные способы рыбалки в тех местах. Не очень спортивным, но эффективным является перемет на ночь на пескаря. Сам видел результаты. Была и щучка на 3 кг. у местного рыбака из Бурзян. У стационарно отдыхающих на берегу с семьями рыбаков из Стерлитамака попадались сазанчик на 2 кг., сомик на 5 кг. … Не каждую ночь конечно, но попадается рыбка на ночной перемет или донные закидушки. Пескарь излюбленное блюдо тамошних хищников. Думается можно пробовать и больших кузнечиков и лягушек. Правда, последних очень мало встречал в тех краях. Что-то увлекся я про рыбалку.
     Примерно в первой трети маршрута мы проплыли село Миндигулово, в котором есть магазин (сарайчик) выходящий прямо к реке. Прикупили всякой ерунды типа: шоколадок, пива, сладостей. Продавщица удивилась, что мы не покупаем водку... Есть и хлеб и другие самые необходимые продукты. В деревне можно купить коровье молоко.
Ниже села Миндигулово есть одноименная пещера, вход в нее прямо с воды – заплываешь на лодке. Нужны фонарики, тк внутри темно. Вообщем ничего особенного внутри нет, небольшая такая пещерка, но для разнообразия маршрута можно полазить минут 15.

Первые ночевки прошли у нас спокойно. Надо отметить, что по ночам было достаточно прохладно даже летом, все же горы. Но мы подготовлены хорошо: теплые вещи, спальники, коврики и тд… Перед третьей ночевкой решили стать лагерем рано – в 17 часов. На близлежащем перекате я два раза (утром и вечером) взял по три хороших хариуса по 150-200 грамм. Все дни хариус ловился исключительно на одну и ту же мушку и не больше чем 3-4 поклевки на перекате. Чем объяснить такую ограниченность по поклевкам - до сих пор не знаю... Просушка мушки не помогала. Если и клевало, то только сразу и максимум 3-4 поклевки. Дальнейшие перемещения по перекату тоже результата не давали. Место для стоянки было выбрано шикарное, все уже заготовлено было, дров вокруг множество. Единственное, что обратило внимание, то, что вокруг полянок для палаток была высокая трава, выше пояса. Ночью мы проснулись с женой почти одновременно от того, что явно слышали, как вокруг палатки ходят какие-то животные, при том не одно, а несколько их… Кто же это…? Топот усиливался…, беспокойство тоже… Я громко кричу – «кыш, брысь, гав-гав…»! Тишина ровно одна минута. Потом топот вокруг палатки возобновляется и усиливается понарастающей… Воображение рисует животных: от стаи лис, волков до медвежий семьи…! Вспоминаю, что мой оглушительно-звонкий свисток, купленный накануне сплава для отпугивания медведей, остался в сумке снаружи. Опять также кричу… Не помогает… Так нервно, часа два мы пребывали в полусонном состоянии. Потом все же сказалась усталость и мы забили на всех диких зверей, и заснули. Решили прагматически, что если они не залезли к нам в палатку за два часа, то не залезут и дальше. Заснули. Через некоторое время, вдруг, осознаю, что ко мне боком прислоняется и ложится рядом что-то большое, теплое и мохнатое… Ужас! Ощущаю явно тепло и шерсть… Понимаю и вижу приоткрытыми глазами, что это… медведица. Отчетливо осознаю, что наступил конец… и я …с ужасом… просыпаюсь… Ох…! Фух…! Вздох облегчения… Сердце колотится… Через окно палатки вижу: светает, утро, туман, тишина… пора на рыбалку за хариусом… Слава Богу, с той стороны палатки меня никто не поджидал.
     Последующая дневная ревизия места и вещей показала, что нас атаковали… мыши… Жена умудрилась под перевернутой лодкой оставить на ночную заморозку две плитки шоколадки, и они оказались почти полностью съедены. Погрызаны были и несколько полиэтиленовых мешков с вещами. Основные продукты были спрятаны в палатку и не пострадали. Водка тоже была цела. Шоколадки были выброшены на последующее доедание мышам – все же они грызуны и опасные переносчики чего-то… Спрашивается – а почему же они так шумели и нам ночью рисовались картины нашествия стада крупных млекопитающих? Помните про высокую траву вокруг? Так как мы лежали на земле, слышимость хорошая, звуки от того, что движется по земле хорошо передаются по земле и были нам отчетливо слышны. Мыши, проходя через высокую густую траву, раздвигали ее своими могучими телами, создавая хорошо слышимый звук. А так как их было много, то и звуков было много, так и создавалось впечатление, как будто вокруг палатки ходили четвероногие существа, типа – одна мышь – одна нога животного… Вот такой ночной кошмар был в нашем путешествии! В последующие ночи мы избегали наличия рядом высокой травы и не оставляли снаружи ничего съестного.
     Первые три дня была хорошая погода. Выглянет солнышко – жена загорает, спрячется солнце – жена одевает куртку. И так раз 20 за день. Почти постоянно дул ветерок и далеко не всегда по пути нашего движения. Даже наоборот. Нам то казалось, что он дул все время против нашего движения. Для этого времени было прохладно: днем 20 – 25 градусов, ночью 8-10, не больше. Обычно днем в июле за 30 жары в тех местах. Первые три дня дождей днем не было. В одну ночь прошел ливень и хороший, но и пусть, подумали мы, лишь бы не днем. На четвертый день нам не много не повезло с погодой. Было три захода по 30 минут ливня «стеной». Пришел он неожиданно из-за горы… У всех были непромокаемые костюмы. Одеть мы их не успели. Вещи были сложены в полиэтиленовые пакеты. Но все же и они промокли частично. Причалили. Согрелись по 50 грамм. Еще по 50 грамм. Переоделись в сухое, слили воду с лодок и вперед. Через пару часов выехали к хутору. На берегу объявление следующего содержания корявыми буквами:
«Прадается меда

уха и мед».
Читаю и думаю – а зачем надо было два раз писать про мед: «меда» и «мед»..? И как это они интересно «уху» продают…? Тут подплывает жена, а она живет на Урале гораздо дольше меня – с рождения и объясняет, что «меда» на одной строчке и «уха» на другой строчке на самом деле одно слово и означает – медовуха – слабоалкогольный напиток из меда…
Это уже стало интересно! Мы пошли покупать эту «меда уху». Полторалитровая бутылка стоила 70 руб., сдачи со 100 руб. У них не было и на сдачи мы набрали две охапки дров на вечерний костер. Хуторяне немного прибалдели от такой смекалистости. Медовуха достаточно приятный на вкус напиток, представляет, по моему мнению, обычную бражку из меда. Пахнет приятно медом. Градусов 10 имеет точно. За этот день и вечер мы ее приговорили до донышка, но на утро у меня немного болела голова… Вокруг хутора много клубники. Сидишь на берегу Белой, напротив скалы, внизу течет река, а мы, после вкусного ужина, едим на десерт собранную клубнику, запеченного хариуса и запиваем все это медовухой… Весело потрескивает костер, по башкирски стрекочут кузнечики и поют птички... Экзотика, однако на все 100%...

На следующий день мы приплыли в Капову пещеру – конечную точку нашего сплава. Маршрут в 45 водных км мы прошли за четыре полных дня. При это плыли мы с 12-13 часов до 17-19 часов ежедневно, с рыбалкой по пути, многочисленными остановками… Этот же маршрут можно проплыть за пять дней плывя еще меньше чем мы, а если немного поупираться, то можно и за три дня, а на байдарке и за два дня легко. Не устали вообще. Правда грести веслами пришлось и не мало, особенно против ветра. Моя семья в очередной раз доказала, что с ними можно идти в разведку.
     Впереди у нас был целый день и он был отведен на сборы и осмотр комплекса «Капова пещера». Светило солнце. Высушило наши лодки и вещи. Мой Паджерик благополучно меня дождался и был подогнан к самому берегу. Все вещи в течение пару часов были упакованы, сложены и мы двинулись на осмотр достопримечательностей. Входной билет со взрослого составил 80 руб. детям до 6 лет бесплатно, до 14 лет полцены. От кассы и магазинчиков до пещеры метров 500 топать. Вокруг – национальный парк, все ухожено. Бортевая пасека, музей меда, музей Каповой пещеры. Интересно все! Красиво, экзотично, сделано с душой! А вот и пещера. Людей – множество. Надо отметить, что и по реке каждые 30 минут кто-то плывет и все потом обязательно останавливаются в Каповой пещере. Кроме того, к ней есть нормальная автомобильная дорога и многие приезжают на авто на выходные отдохнуть и посмотреть. В выходные там очень много народа и шумно. Мы были в четверг и то зашли в пещеру через 30 минут, потому что присоединились к группе, так как у нас были фонарики. В пещеру заходят с шахтерскими фонариками, их всего по 20 штук. У кого есть свои фонарики, тех присоединяют к группе вне очереди, но не более 30 человек. Красивый подход к пещере, красивый вход в пещеру. Гораздо интереснее, например, Кунгурской… Но дальше входа практически смотреть нечего. Сами экскурсоводы говорят, что самое красивое – это вход. Проводят только по первым трем залам на первом этаже, что составляет не более 5% всей площади пещеры. Все остальное для туристов закрыли навсегда. Дело в том, что Капова пещера непросто красивейший природный памятник. Основная ее ценность в том, что в ней в послевоенное время нашли рисунки древних людей. Возраст этих рисунков составляет около 10000 лет. Такие же по возрасту и стилю рисунки есть только в Альпах, во Франции в нескольких пещерах. Это всех ученых и поражает. Получается, в то время были две схожие цивилизации, очень отдаленные друг от друга расстоянием, но при этом, имеющие очень много общего…
     Точные копии этих рисунков сделали для туристов в тех залах, которые показывают. Раньше разрешали проходить по всем залам. Но из-за частого посещения людьми стала меняться температура неизменяемая тысячелетиями и стали портиться рисунки, меняться животный мир пещеры. Поэтому эти залы на других этажах закрыли, там бывают только ученые. Много приезжает иностранных ученых. В пещере есть озеро площадью 10 на 10 метров, но с глубиной более 80 метров, вернее ученым пока удалось спуститься на глубину только 80 метров, а дно пока не нашли, так как озеро петляет в глубине скал.
     На территории комплекса можно купить интересные сувениры, мед, медовуху, кумыс и тд… Есть магазины с продуктами, кафе, места для ночлега, стоянка.
     Поражает большое количество туристов из отдаленных регионов. Помимо москвичей видели группу из 15 человек из Саратова, при том с ними был ребенок максимум 1.2 года, еле ходит… Наверное родился во время сплава…
     Осмотр мы закончили почти в 17 часов. Домой ехать поздно и далеко. Затарились сувенирами: кумысом, медовухой, свежим цветочным медом. Поужинали в «Каповой пещере» и поехали потихоньку в сторону дома искать ночлег у реки. Нашли хорошую своротку с дороги и выехали к красивому месту на берегу реки. На большой поляне стояла хорошая палатка и машина. Подошел. Поздоровался. Познакомились. Попросился стать рядышком, переночевать. Все спокойно, без проблем. Отдыхала семья из Стерлитамака, знатоки этих мест и реки. За вечерним разговором узнал много интересного от них о рыбалке, в основном на перемет. Вечером и ночью прошел сильный дождь. Выехал обратно в гору с трудом. Протектор забило грязью, машину таскало в стороны, поволновались. Но …, выехали и … ВПЕРЕД, с радостью, на Челябинск - домой. Проехали Каги, Белорецк. Дальше поехали по направлению на Учалы, на Миасс, к М-5. Перед Учалами и после них (+ - 30 км) в каждой деревне продают десятками ведер лесную клубнику. Спелую, сухую, сладкую. Купили 4 больших ведра за 500 руб. Всего по 125 руб. за 10-12 литровое ведро. В Челябе с тещей наварили варенья на всех родственников…
Отмывались сначала дома в Челябинске, потом у тестя на даче в бане, потом дома в Екатеринбурге… Шучу. На самом деле вернулись совсем не грязные. Кто хочет помыться, также как и запачкаться, тот всегда найдет, где и как это сделать, даже на природе, тем более у реки…
     Общее впечатление от сплава и рыбалки – великолепное Без сомнения – будем повторять аналогичные водно-рыболовные путешествия ежегодно! На такое приключение не жалко недели отпуска. Будут вопросы – спрашивайте
     Большое спасибо все людям, предоставившим ценную информацию по сплаву и рыбалке, поделившимся своим опытом

Лом. 25.07.2005

Дата публикации : 18-08-2005 (Просмотров статьи : 12545)
Статью опубликовал : Xtreme

Вернуться

Вверх Сделать страницу Домашней Добавьте страницу в Избранное

Наши опросы
Три главных показателя хорошего магазина?!

Удобное расположение в городе
Не завышенные цены
Широкий ассортимент
Квалифицированный и общительный персонал
Хорошая дисконтная программа
Быстрое обслуживание
Интерьер магазина и удобный доступ к товару
Многопрофильность магазина

Результаты

Ответов 10172

Сколько народу...
Человек на сайте: 22

Copyright (C) 2005. All right reserved.
Powered by sPaiZ-Nuke
При использовании материалов, ссылка на сайт обязательна.
По вопросам сотрудничества: Артём Харченко.